Работа в семье по формированию слоговой структуры слов.
Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).
Формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:
1г. 3м-1г.8м. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или в два одинаковых слога га-га; ту-ту;
1г. 8м-1г.10м. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1г.10м-2г.1м. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г.1м-2г.3м. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г.3м-3г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к 3-м годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуго-слоговой и морфологической структурой слова.
Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение процессов письма) на почве нарушенияязыкового анализа и синтеза слов, а также вызывает вторичные психические наслоения.
В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.
В активный словарь вводятся такие понятия, как тихо-громко, и дети учатся различать по силе.
Дети обучаются различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослых, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
Можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (сделай так, как я), игры, сопровождающиеся речью (руки в стороны- в кулачок, разжимай- и на бочок); игры с музыкальными игрушками (подуди в дудку); (подуди в дудку много раз, подуди один раз).
При формировании слоговой структуры слов детей необходимо обучить неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма.
Кроме того ребенку дается зрительная опора слога в виде отдельных карточек, (кубиков) разложенных на столе. Ребенку объясняется, чтослово можно «простучать по карточкам», что слова могут быть короткие и длинные (ма-ма, ма-ши-на, дом).
Рекомендации для родителей
«Как правильно организовать занятия с ребенком дома?»
1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.
Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у ребенка рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ему о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу. Вам понадобиться большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба.
Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком дома. Можно «отправиться в путешествие» (в волшебный лес, в сказочное королевство, на веселую планету).
2. Занятия должны быть регулярными.
Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Ежедневно проводятся:
— игры на развитие мелкой моторики,
— артикуляционная гимнастика,
— игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
— игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики, артикуляционной гимнастики, автоматизации или дифференциации звуков. Некоторые задания (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Если ребенок выполняет грамматическое задание правильно – достаточно проговорить его один раз, если нет — несколько раз, чтобы ребенок усвоил. Можно использовать для этого игру в мяч (например, задание «скажи ласково»: мама бросает ребенку мяч и говорит: «помидор», ребенок отвечает: «помидорчик») или какую-либо другую подвижную игру, тогда ребенку будет интересно и он не устанет.
Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 20-30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 10 — 12 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
3. Подготовьтесь к занятиям заранее.
Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее к ним подготовиться. Подберите материал, который понадобится вам для работы. Хорошо приобрести:
— «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда»,
«Мебель» и т.п.);
— муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки);
— пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки;
— цветные карандаши, фломастеры, ручки;
Вашим хобби до окончания занятий с ребенком должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
Задания «наклей картинки» выполняются совместно взрослым и ребенком. Причем, ребенок должен играть активную роль: выбрать картинки, которые ему больше нравятся, вырезать и приклеить. Тогда лексический материал усвоится лучше.
Задания «нарисуй», «раскрась» выполняет ребенок сам. Можно немного помочь ему (например, подсказав, какие части тела есть у животного). Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради. Не берите на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения им упражнений.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать ему хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.
Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
— ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
— следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
— поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел;
— напоминайте ему о конечной цели — это его подбодрит;
— поощряйте своего ребенка в самостоятельном достижении успехов;
— ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным.
Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала.
5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.
Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши занятия не только полезными, но и приятными.
Приучайте ребенка постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «Что ты сейчас будешь делать?», понимание учебной цели: «Для чего ты будешь выполнять это задание?» и составление плана выполнения задания: «Как ты будешь это делать?».
6. Формируйте у ребенка желание учиться.
Лучший способ для этого — похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть солнышко и тучка, звездочка и дождик, смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.
В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что — пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку.
Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: «Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело», и нацельте ребенка на будущие достижения: «Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше».
Поделиться с друзьями: